Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.08.2018, 14:01

Балахтинский детский дом

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Памятки принимающим родителям

Оказание консультативной и информационной помощи специалистами

КГКУ «Балахтинский детский дом».

ПАМЯТКА для принимающих родителей, кровных родителей и кровных родственников воспитанника детского дома.

Наши специалисты информируют и консультируют граждан на безвозмездной основе по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 в свою семью.

Принимающим родителям консультации по вопросам:

  • психологической готовности стать родителем приемного ребенка;
  • форм устройства воспитанника детского дома в семью;
  • как правильно оформить ребенка в семью, сбор документов;
  • документов ребенка, взаимоотношений с кровными родственниками;
  • особенностей развития эмоционально-личностной, познавательной, мотивационно-потребностной, волевой сфер ребенка, особенностей психо-физического здоровья и особенностей его адаптации (при принятии решения родителем взять ребенка, проживающего в нашем детском доме;

по запросу на диагностику - в отношении ребенка уже проживающего в замещающей семье);

  • особенностей сопровождения в учебной деятельности;
  • особенностей общения членов семьи с приемным ребенком;
  • разрешение «острых» проблем, связанных с жизнью ребенка в новых условиях.

Кровным родителям и кровным родственникам воспитанника детского дома, консультации по вопросам:

  • по сбору документов по возвращению ребенка в кровную семью, документов ребенка;
  • особенностей развития эмоционально-личностной, познавательной, мотивационно-потребностной, волевой сфер ребенка, особенностей психо-физического здоровья и особенностей его адаптации;
  • особенностей сопровождения в учебной деятельности;
  • особенности адаптации ребенка при возвращении кровную семью;
  • особенности общения членов кровной семьи с ребенком, проживавшим в условиях внесемейного воспитания;
  • разрешение «острых» проблем, связанных с жизнью ребенка при возвращении кровную семью.

Мы готовы поделиться опытом:

  1. Эффективного общения с ребенком;
  2. решения «острых» проблем поведения и учебной успеваемости;
  3. адекватной адаптации ребенка в новых жизненных условиях.   

ПАМЯТКА

Адаптация ребенка: кризисная стадия

Народная мудрость, собрал и обработал А. Рудов

Цель этой памятки – помочь родителям пережить этот период с наименьшими потерями и набольшими приобретениями. Периодически перечитывайте её, но это не единственное, что стоит прочесть на эту тему.

Раздел 1. Что такое кризисная стадия адаптации и как определить, что это она?

Для кризисной стадии адаптации характерны конфликты и проявление регресса в поведении ребёнка (он как бы впадает в «детство»). Не путайте эти конфликты с теми, что могут возникнуть из-за противоречий между установками в вашей семье и поведением ребёнка, его неприятными привычками и отсутствием полезных навыков. Причины конфликтов и истерик, характерных для периода кризисной стадии адаптации, чаще всего непонятны, носят спонтанный характер и возникают «по ерунде». Случается, что они бывают специально спровоцированы ребёнком. Почему?

  • Адаптация это не только привыкание ребёнка к тому, где что в доме лежит, как кого зовут и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания новой модели мира. В этот период ребенку потребуется установить границы позволенного и свой статус в семье, проверить – срабатывают ли старые модели поведения и общения и, если нет, то выработать новые. Но главное, ему надлежит убедиться в надёжности семьи и дома (что его не предадут в очередной раз), установить новые доверительные отношения и привязанности к новым родителям.
  • Проверено на опыте многих семей: к незнакомой обстановке ребёнок привыкает быстро (как правило, в течение первого месяца) и без особых проблем, а вот процесс становления внутрисемейных отношений достаточно длителен, он обязательно затрагивает ВСЮ семью и протекает болезненно для ВСЕХ. Терпение! Именно в результате этой болезненной притирки родители и ребёнок, меняясь внутренне, и образуют семью.
  • Болезненная стадия адаптации начинается не сразу, а только когда ребёнок на уровне подсознания ПОЧУВСТВУЕТ, что произошедшие изменения надолго и необходимо к ним приспосабливаться. Поэтому пусть вас не вводит в заблуждение если первое время ребёнок ведёт себя спокойно, бесконфликтно и лояльно к семейным установкам.
  • Продолжительность этого периода во многом зависит от возраста ребёнка, его психического склада, опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических проблем и, конечно, от умения родителей понимать своего ребёнка. Ситуация проще, если ребёнок маленький - до двух лет, был рано изъят из семьи и не испытывал частых перемещений из одного места в другое и пробыл учреждении несколько месяцев адаптация начинается через неделю-две и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребенку больше 7 лет, он с рождения в учреждении, часто перемещался и много натерпелся - в этом случае начало кризисной стадии адаптации отсрочено на 1-3 месяца и длится от 5 месяцев до 1 года.

ВНИМАНИЕ! Если ребёнок длительное время закрывается, избегает общения, то есть происходит его самоизоляция, он не доверяет вам – пугается ваших жестов, в ожидании наказания или выговора «отключается», впадает в ступор, начинает раскачиваться – обратитесь к специалисту!

Как начинается и проходит кризисная стадия адаптации

  • Для этого периода в равной мере характерны: и лихорадочно-возбужденное состояние (беспокойство, чрезмерная активность) и, наоборот, депрессия, заторможенность. Ребенок начинает вредничать, устраивать истерики, пытается манипулировать родителями, делать всё «на зло». Часто просится на руки, прилипчив, но сидит неспокойно, не концентрируется, не слышит, всё забывает, постоянно переспрашивает, перепроверяет, теряет вещи, цепляет углы.
  • Будьте готовы к проявления агрессии, например, ребенок может начать кусаться, драться, провоцировать родителей и других членов семьи, детей, животных, может пугать: «Убегу, поранюсь, убьюсь» (при этом может действительно открывать окно, выбегаь на дорогу и др.).
  • Практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки, самостоятельности, появляется энурез.
  • Ребёнок может начать угрожающе много есть, причём, всё подряд, что находит на столе.
  • Старшие дети могут безудержно фантазировать, в основном на тему как они «крýты».

На этой стадии крайне важно проявить терпение и доброжелательность. Тщательно следите за своими эмоциями! Наказывать, лишением общения категорически нельзя.

Некоторые признаки возникновения доверия и перехода адаптации в другую стадию

  • Ребёнок становится более спокойным, последовательным, отзывчивым. Он, что называется, расцветает! Уже нет «сироткиных глаз», волосы из тусклых становятся блестящими, исчезают аллергические реакции и невротические явления, прекращается энурез. Ребёнок меньше ест (причём, ест выборочно), раскачивается, сосёт пальцы, угол подушки, одеяла.
  • Больше доверяет − не пугается резко поднятой руки, разрешает стричь ногти, купать, мыть голову. Рассказывает о своем прошлом, вспоминает родственников, причём, уже не фантазирует, то есть ничего не придумывает, начинает играть в страшные игры (казнь, наказание, насилие, смерть, брошенность и т.п.)

В этот период важно активно слушать ребенка. Не запрещайте ему рассказывать о прошлой жизни, уважительно или нейтрально отзывайтесь о кровных родственниках, не одёргивайте во время игр. Больше общайтесь, держите на руках, обнимайтесь, рассказывайте о себе.

Помните, у адаптации нет четких границ и уровней, всё очень индивидуально, этапы и стадии взаимно проникают друг в друга, в поведении характерна чересполосица и процесс изменений больше напоминают перепутанную, но, всё же, восходящую спираль.

С завершением кризисной стадии процесс адаптации не прекращается, начинается другая стадия – компенсация проблем и наработка упущенного опыта. Создание позитивного образа собственного «я» (самооценка) требуют ДЛИТЕЛЬНОГО времени, и эта работа над собой тоже создает конфликты и потребует от родителя ещё много времени, терпения и упорства.

Советы родителям:

  • Как бы вы ни были подготовлены и начитаны, когда это случится с вашим ребенком, всё будет казаться другим и ужасным, вы имеете право испугаться и обратиться за советом.
  • Процесс адаптации протекает одинаково болезненно как для ребёнка, так и для родителей. И это нормально!
  • Помните, в это время на поступки ребенка больше влияет подсознание, а значит, ребёнок не всегда может управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он «не будет» – бессмысленно. Ребёнок ждёт от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим он выглядит в ваших глазах.
  • Вы имеете право выпустить пар. Железная невозмутимость только собьёт ребёнка с толку он ждет реакции, но реакция должна быть логичной и адекватной.
  • Этот период можно только перетерпеть и пережить. Относитесь ко всему происходящему философски, с некоторым чувством юмора и иронией к себе. Записывайте выходки ребенка, сейчас записи станут вам пищей для ситуационного анализа, позволит проще пережить этот период, позже станет поводом для весёлых воспоминаний.
  • Объясняйте ребенку все свои действия, Но НЕ ЧИТАЙТЕ НОТАЦИЙ! Если вы недовольны, высказывайте неодобрение поступками, но не ребёнком! Ребёнок от природы склонен подражать действуйте ПРИМЕРОМ.
  • В это время ограничьте учебную и психологическую нагрузку. Отметим особо: в этот период ребёнку трудно нормально учиться и запоминать книжки, стихи и т.д.
  • Не наказывайте ребёнка бросанием, запиранием. Ни в коем случае не говорите, что не любите его, не угрожайте его вернуть это худшее, что вы можете сделать и для него, и для себя, ведь он вас на это и проверяет!
  • Отдыхайте, переключайтесь и отвлекайтесь!
  • Дети всё чувствуют! Проявляйте максимум терпения и всегда верьте в себя и в ребёнка тогда адаптация пройдёт быстрее и успешнее.

Замечено: после того, как жизнь войдёт в привычное русло, вы обретёте новые силы и взгляд на мир.

ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА ДОМА

Памятка начинающим родителям – некоторые рекомендации.

Г.С. Красницкая, А.Г. Рудов

 

Если вы взяли ребёнка воспитывавшегося в учреждении, то первые дни и недели его пребывания в семье у него могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации как сгладить возможные проблемы и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу.

Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка и вырабатывающий привычку к жёстким нормам и правилам. Другой фактор это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и соответственно опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на ваши действия и слова.

Помните:

  1. У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим для ЭТОГО ребёнка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима или какие тенденции в нарушении его проявлял. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.
  2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть сам.
  3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
  4. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
  5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
  6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
  7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или развлечениях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям. Умеренность и постепенность, в это время, для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его в прошлом.
  8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомится с домом.
  9. Не надейтесь что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
  10. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецезурные слова. Не останавливайте его если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

***

Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых дней освоения нового дома попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности это вы.

————————————————————————————————————————

ПАМЯТКА ПРИНИМАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ,

ИМЕЮЩИМ КРОВНЫХ ДЕТЕЙ

 

Чтобы воплощение в жизнь вашего решения о принятии ребенка в семью было успешным, имеет смысл воспользоваться опытом родителей, которые усыновили (взяли под опеку) при наличии собственнорожденных детей.

  1. Если вы планируете родить или только что родили ребенка, то усыновление стоит отложить – в этой ситуации обычно страдают оба ребенка. Приемный ребенок первое время требует очень много времени и у него будет иной режим и иные потребности.
  2. Если у вас уже 2-3 детей – тщательно подумайте, стоит ли увеличивать семью, приемный ребенок первый год требует сил и времени вдвое, втрое больше, а закон перехода количества в качество никто не отменял. Это будет не просто больше детей – изменится структура и жизнь всей семьи.
  3. Если есть возможность выбора, то будет лучше, если приемный ребенок будет младше младшего кровного и другого с ним пола – так намного меньше риска нарушения иерархии в семье, к которой дети относятся очень-очень ревностно.
  4. Оптимальная разница в возрасте между детьми, как минимум, год, а лучше два.
  5. Обязательно учитывайте мнение кровных детей! Не просто получите их согласие, а постарайтесь вовлечь их в подготовку дома к приему ребенка и общение с ним до момента, когда он появится в семье. Чем старше приемный ребенок и, чем больше у вас детей, тем дольше должен быть срок предварительного знакомства и участие кровных детей.
  6. Для детей от 7 лет, лучше всего начать общение детей с гостевого посещения тогда велики шансы, что кровные дети сами предложат взять этого ребенка в семью.
  7. Заранее подготовьте дом к приему ребенка, заранее определитесь, где он будет спать, играть, учиться и обязательно согласуйте это с кровными детьми. Перестановки после появления ребенка могут вызвать серьезные конфликты среди детей.
  8. Если кровный ребенок занимает отдельную комнату, лучше не «уплотнять его» подселением приемного. Изыщите возможность разместить нового ребенка на нейтральной территории. Возможно, позже дети захотят жить вместе, но это будет уже более осознанное решение.
  9. Найдите и проштудируйте литературу по сплочению детей, мы рекомендуем книгу – «Ревность» Даниэль Даллос, «Как научить детей сотрудничать». Фоппель К.
  10. Помещение в детский сада в первые месяцы крайне нежелательно. Даже если Д/С самый лучший в городе, воспитатели милейшие люди, а ваши дети ходят туда с восторгом, приемный ребенок, на уровне подсознания, будет испытывать ужас от учреждения и бояться остаться там. Это не вызывает у него протест и сопротивление ходить туда провоцирует неадекватное поведение и агрессию к другим детям, но, что ещё хуже, задерживает адаптацию, вызывает появление у него тревожности, неврозов и может привести к психосоматическим заболеваниям. Обязательно предусмотрите возможность достаточно длительного отпуска одного из родителей, или временно оставьте работу, на худой конец, – наймите няню.
  11. Если вы берете няню, то её услуги должны быть оказаны у ВАС НА ДОМУ, а не у неё и вы должны общаться с ребенком чаще и дольше няни, иначе получится, что усыновила няня, а не вы. Ищите няню, понимающую, что ребенок из учреждения сильно отличается от домашнего, которая не будет удивляться его поведению и отсутствию навыков, а так же не будет жалеть его и прививать ему комплекс сироты.
  12. Не планируйте превращать кровного ребенка в няньку, даже если он сам предлагает такую помощь, – это провоцирует ревность. Дети могут помогать вам, но только с охотой, одобряйте их помощь вам.

 

 

После приема ребенка

  1. Разъясняйте кровным детям поведение и поступки приемного ребенка – почему он ломает игрушки, агрессивное поведение или смущение, неуклюжесть и неумения, просите быть их терпеливыми и не смеяться над промахами новичка.
  2. В общении с детьми, ни при каких обстоятельствах, ни в лучшую ни в худшую сторону не сравнивайте их между собой и, тем более, не противопоставляйте детей, не ставьте их в пример друг другу.
  3. Попросите кровных детей помочь вам в общении с приемным ребенком, часто ребенку проще попросить или что-то объяснить через брата, чем сказать это родителю, особенно первые дни появления в семье.
  4. При этом не поощряйте доносительство среди детей, постарайтесь разъяснить ябеде, что таким образом он не станет лучше, а
  5. Хвалите кровных детей за сотрудничество и терпение. Разъясните им, что новый брат или сестра не могут сразу стать им друзьями и играть с ними так, как им хочется.
  6. Постарайтесь уделять кровным детям времени не меньше, чем раньше, максимально вовлекать их в процесс вашей игры или обучения приемного ребенка на равных с ним тем самым вы уменьшите проявление ревности со стороны кровных детей и опасение вытеснения их родительского сердца.

 

Помните, что даже, несмотря на добрые отношения детей до прихода новичка в семью, трения между детьми неизбежны. Дети, давая согласие на прием ребенка, не обладают тем опытом, которым обладаете вы – их решение не столь ответственно, сколько Ваше.

Не спешите, и ещё раз всё обдумайте! Помните в этой ситуации рискуете не только вы. Отказ от приемного ребенка другими детьми в семье будет воспринят как то, что родители могут когда-нибудь предать и их.

___________________________________________________________________________

 

Актуальную информацию по вопросам воспитания детей читайте на нашем официальном сайте  balahtadd.ukoz.ru.

Запись на консультацию по телефону 8(39148)32-2-83.

Очная консультация:

понедельник-пятница  8.00-20.00ч,

понедельник-пятница 13.00-16.00ч. консультация всех специалистов (соц.педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра).

В выходные, каникулярные и праздничные дни консультация по предварительному запросу.

Заочная консультация:

по телефону  8(39148)32-2-83, электронной почте:

Соц. педагог: пн. - пт. по телефону и электронной почте 8.00ч -20.00 ч.; электронная почта: lespoiren@mail.ru, loryshka76@mail.ru,

Педагог-психолог: пн., вт., чт., пт. по телефону 12.00ч-16.00ч, 17.00-20.00ч, ср. 9.00ч-12.00ч и 13.00ч-17.00ч., электронная почта: oksan-38@mail.ru

Учитель-дефектолог: пн.-пт. по телефону 14.00ч-18.00ч,

электронная почта: valyafe@mail.ru

Выездная консультация:

запись по телефонам – 8(39148)32-2-83, 8(39148)32-2-14

 и электронной почте: lespoiren@mail.ru

 

Приморск – 2016г.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz