Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.06.2018, 00:44

Балахтинский детский дом

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка психолога

Психолого-педагогические рекомендации воспитателю по работе

в связи с случаями воровства.

 

• Необходимо  понять причину совершенного поступка.

• Научить воспитанника говорить о своих потребностях.

• Развивать волю и нравственные представления, умение сдерживать собственные желания.

• Способствовать повышению самооценки ребенка.

Необходимо понимать, что:

1. Дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить страстно желаемое. Не следует осуждать личность воспитанника, лучше разобраться с самим негативным поступком. Воспитанник должен понять, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку, попав в трудную ситуацию.

3. Если воспитанник не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. Следует помнить о презумпции невиновности.

6. Даже, если воспитанник был пойман за руку не стоит уделять ему слишком много негативного внимания (т.к. у воспитанника есть внутренняя потребность во внимании окружающих и на подсознательном уровне неважно с каким оно знаком «+» или «-») этим вы только подкрепляете данное поведение. При этом воспитанник должен знать, что хоть вы и осуждаете данный поступок он может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь. Следует в спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с воспитанником найти решение проблемы.

В основе многих проблем воспитанника лежит его заниженная самооценка. Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому воспитанник постоянно ищет и даже борется за него (возможно способом воровства добивается высокой оценки себя в группе подростков). Необходимо чтобы воспитанник получал подтверждение из слов и отношения к нему воспитателей, значимых людей,  того, что он хороший, что его ценят, что он может справляться с посильными делами, что он может быть верен данному себе слову и гордиться этим. Необходимо создавать условия, где воспитанник может себя проявить социально-приемлемыми способами и получить много внимания со знаком «+», для подкрепления данного поведения.  

Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам».  Дети часто поступают к нам уже такие, как они есть и мы должны создать вокруг воспитанника атмосферу если не любви, то доверия, уважения, научить его радоваться жизни, ее проявлениям. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

 

Педагог-психолог

 

 

Рекомендации воспитателю по формированию

воли и произвольности поведения у детей

(умения осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий).

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами", т. е. самоконтроль и саморегуляция формируются при действии воспитанника  по четко заданным правилам в игре.

 Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

 Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра "Сделай так же" (для дошкольников).

Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

 а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

 б) елочку из треугольников:

 в) узор из геометрических фигур:

 г) композицию:

 д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

2. Игра "Сохрани слово в секрете".

 Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

 Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

 

 Варианты:

 1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

 2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

 3. нельзя повторять названия животных;

 4- нельзя повторять имена девочек;

 5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

 Например:

 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Или в группе играем по кругу, допустивший ошибку выходит из круга и пропускает одну очередь.

3. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".

ТЕКСТ : «Наступила ранняя весна».

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы".

ТЕКСТ 1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

 А здесь вставляй точки вместо буквы "р".

 

 

ТЕКСТ 2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для воспитателей. Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

4. Помоги пчёлке собрать урожай.

 Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

 Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

 Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

й

ц

у

к

е

ф

ы

а

п

р

о

л

д

ж

э

я

ч

с

и

т

ь

ю

б

н

г

ш

щ

з

х

в

 

 Примечание для воспитателей. Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию. Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

НАПРИМЕР: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, вверх, вправо, вправо, остановка.

Вправо, вправо, остановка.

Вниз, вниз, влево, остановка.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? (шарик)

 

 

5. Можешь ли ты делать два дела сразу?

 Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Сказка об умном мышонке.

 В это время по дорожке

 Шел зверёк страшнее кошки,

 Был на щётку он похож.

 Это был, конечно, ёж.

 А навстречу шла ежиха,

 Вся в иголках, как портниха.

 Закричал мышонку ёж:

 - От ежей ты не уйдёшь!

 Вот идет моя хозяйка,

 С ней в пятнашки поиграй-ка,

 А со мною - в чехарду.

 Выходи скорей - я жду.

 А мышонок это слышал,

 Да подумал и не вышел

 - Не хочу я в чехарду, -

 На иголки попаду.

 Долго ждали ёж с ежихой,

 А мышонок тихо-тихо

 По тропинке меж кустов,

 Прошмыгнул - и был таков.

 С. Маршак

 Примечание для воспитателей. Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

 Правила чтения также можно менять:

 1. называть вслух каждое 3 слово;

 2. произносить вслух последнее слово в предложении;

 3. произносить вслух все имена собственные;

 4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

 Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

 

Ноябрь 2016

 

Психолого-педагогические рекомендации воспитателю

на формирование у воспитанника

умения преодолевать негативные эмоции,  владеть собой. 

 

Упражнения для развития умения понимать себя. (данные упражнения можно выполнять как индивидуально, так и в группе)
·        Скажите воспитаннику: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

·        Обсудите с воспитанником способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с воспитанником. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

 

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

1. Стройте вместе с воспитанником «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только воспитанник почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

3. Чтобы научить воспитанника спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача воспитанника – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: воспитанник просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно это делать в группе парами, потом в парах поменяться местами. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия влияли на решение отдать предмет, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

4. Учите воспитанника выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации со взрослыми или сверстниками, друзьями. Научите воспитанника словесным формам выражения гнева, раздражения: «Я расстроен, меня это обидело». («я высказывание»)
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– «волшебный мешочек» (в него можно кричать);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.

5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что воспитанник перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите воспитанника, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, воспитанник  назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять воспитанника своим эмоциями

·        Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

·        Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (воспитанника), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

·        Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

·        Если воспитанник начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

 

Учите воспитанника и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

 

Педагог-психолог. Ноябрь 2016г.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz